Ликвидность банка и методы управления ею

Ликвидность банка и методы управления ею

Ликвидность банка – это основной принцип работы банковской системы и основной объект управления финансового менеджера.

Страхование, его экономическое содержание

Страхование, его экономическое содержание

Человеку всегда было присуще желание как-то обезопасить себя от вредоносных последствий жизни или хотя бы свести их к минимуму.

Банковская система Китая: современное состояние

Финансовая информация » Валютное регулирование и контроль в Китае » Банковская система Китая: современное состояние

На настоящий момент в банковской системе Китая существует четыре разновидности кредитных организаций: политические банки (Экспортно-импортный банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая) государственные банки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая), акционерные банки (China CITIC Bank, China Everbright Bank, Mingsheng Banking Corporation, China Merchants Bank и др.), а также городские и сельские кредитные кооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью. Основным вопросом для государственных банков Китая на данном этапе является реформирование, заключающееся в двух основных аспектах: превращение в акционерное общество и размещение акцией на рынке ценных бумаг. При этом особое внимание уделяется решению проблемы «плохих» долгов. Власти КНР признали существование данной проблемы относительно недавно и предложили достаточно эффективные способы ее решения. По различным оценкам в 2010 г. объем неработающих активов государственных акционерных банков Китая составлял 30-35% от кредитных портфелей банков, причем западные эксперты отличались большим пессимизмом (по их мнению, долги составляли 20-25% от активов банков). На сегодняшний момент эта цифра снизилась до 10-15%, а у некоторых банков приблизилась к 5-8%, что уже отвечает международным стандартам. Эта проблема решается путем рекапитализации, а также списания долгов за счет средств бюджетов и реорганизации предприятий с созданием компаний по управлению активами (КУА). В результате деятельности КУА объем плохих долгов сократился на 10-20%. Также среди мер, направленных на борьбу с «плохими» кредитами стоит отметить создание общенациональной базы кредитных историй, переход на международную систему классификации кредитов, унификацию финансовой отчетности коммерческих банков и совершенствование управления кредитными рисками. Однако кроме проблемы неработающих активов не менее серьезным тормозом для повышения эффективности работы государственных коммерческих банков Китая является система налогообложения. Так, суммарное налоговое бремя банков «большой четверки» накануне вступления Китая в ВТО достигло примерно 75%, что является чрезмерно высоким показателем не только для международной, но и для китайской практики. Поэтому в настоящий момент проводится реформа системы налогообложения банков. Среди акционерных коммерческих банков выделяются три типа – общенациональные, национальные и региональные. Их особенность состоит в том, что они зачастую используются в качестве экспериментальной площадки для нововведений в банковской отрасли. В целом, деятельность акционерных банков более прибыльна, чем государственных, а экономические показатели – лучше, поскольку эти институты начинали свою деятельность без большого портфеля неработающих активов. Тем не менее, спорным остается вопрос о дальнейшей судьбе акционерных коммерческих банков. С одной стороны, развитие данной группы банков означает прямую конкуренцию с банками «большой четверки», и правительство, возможно, будет сдерживать их развитие, но с другой стороны, статистические данные свидетельствуют об обратном и показывают уверенный рост акционерных банков по многим направлениям банковской деятельности. Городские и сельские кредитные кооперативы являются уникальной особенностью Китая и призваны обеспечивать банковское обслуживание предприятий смешанных и негосударственных форм собственности в городах и предоставлять кредиты на нужды развития сельского хозяйства. Однако в их деятельности есть несколько существенных недостатков: это игнорирование правил членства и принципов функционирования ГКК и СКК как коллективных паевых предприятий, отсутствие представления о риск-менеджменте и, как следствие, наличие большого количества «плохих» кредитов; выделение слишком больших средств на выплату дивидендов и премий сотрудникам, в том числе за счет кредитных фондов, предоставление кредитов государственным предприятиям и местным органам власти. Последняя из обозначенных проблем является, пожалуй, самой трудноразрешимой, так как для местных органов власти СКК до настоящего момента были своего рода «политическими банками», средствами которых они могли распоряжаться практически без ограничений. В настоящий момент Народный Банк Китая проводит реформирование ГКК и СКК, в результате которого часть ГКК должна преобразоваться в городские кредитные банки, а в СКК предполагается внедрить подрядную систему по целевым показателям операций, улучшить управление рисками при выдаче кредитов и предоставить СКК дополнительные возможности по самофинансированию и саморазвитию. В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы. Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние экономики, с ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР. Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования. Несмотря на это многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает систематические риски, так как экономика и политика в КНР очень тесно связаны, но возможности чисто политического решения экономических проблем далеко не безграничны. При вступлении в ВТО КНР взяла на себя обязательства в течение 5 лет после приема открыть иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков. Тем не менее, Китай на словах, предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков, тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные НБК, не всегда приносят желаемые результаты. Что же касается притока иностранных инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остаются в собственности у государства, а среди акционеров часто преобладают чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают западные эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее, в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен. Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы. Первые шаги в данном направлении уже были сделаны, причем катализатором этого процесса было вступление Китая в ВТО и необходимость подготовить банковскую систему Китая к международной конкуренции. Процесс открытия банковского сектора для зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы. Кроме того, по мнению целого ряда специалистов, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в лице китайского государства и компартии Китая, поэтому, несмотря на все сложности, испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.

Статьи по банковскому делу:

Социальное страхование как форма социальной защиты: сущность, цели субъекты
В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п. Оно определяется как часть государственной системы социальной защиты населения, ...

Методические подходы к определению достаточности банковского капитала
Стандартный подход оценки достаточности банковского капитала, основанный на использовании жестких оценочных рамок, является базовым и применяется всеми банками "по умолчанию". Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) регулирует риск несостоятельности банка и опреде ...

Система управления банковскими рисками как одно из условий эффективного функционирования банковской системы
Система управления банковскими рисками - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению и ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.silline.ru