Ликвидность банка и методы управления ею

Ликвидность банка и методы управления ею

Ликвидность банка – это основной принцип работы банковской системы и основной объект управления финансового менеджера.

Страхование, его экономическое содержание

Страхование, его экономическое содержание

Человеку всегда было присуще желание как-то обезопасить себя от вредоносных последствий жизни или хотя бы свести их к минимуму.

Понятие, сущность, классификация ссудного процента

Финансовая информация » Ссудный процент » Понятие, сущность, классификация ссудного процента

Страница 1

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости [6, 232]. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой – кредитора (в форме процента).

Движение ссужаемой стоимости выражается соотношением:

Д-Д', т.е.Д'-Д=∆Д, (1)

где Д - ссужаемая стоимость;

Д' – наращенная сумма долга;

∆Д – приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.

Для кредитора цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает средства также с целью увеличения прибыли. Ее размер зависит от цены продукции и затрат на ее производство, т.е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Когда предприниматель привлекает заемные средства, то из прибыли он должен уплатить проценты. Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.

В экономической литературе советского периода ссудный процент чаще всего воспринимался как средство снижения себестоимости продукции. Действительно, ссудный процент включался в себестоимость продукции. Поэтому его трактовка как элемента себестоимости не кажется противоестественной. При данной характеристике ссудного процента теряется его специфика. В основу себестоимости продукции входит не только ссудный процент, но и другие компоненты. Более того, стоимость живого и овеществленного труда имеет более высокий удельный вес, поэтому экономия именно данных издержек представляла бы наиболее ощутимое средство снижения себестоимости товаров.

Определение процента как средства возмещения расходов банка не характеризует сущности ссудного процента, а сведено к определению результатов одного из участников кредитных отношений.

В 80-х гг. в советской экономической литературе главенствующее место заняли теории, определяющие ссудный процент в качестве иррациональной цены кредита.

Развитие рыночных отношений в экономике России определило условия для трансформации функций ссудного процента, присущих ему в системе административного управления: стимулирующей и распределения прибыли в более широкую регулирующую функцию, которая содержит элементы стимулирования и распределения.

Вместе с тем еще не созданы предпосылки, которые позволили бы проценту в полном объеме реализовать функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного регулирования, неразвитость денежного рынка, монопольное владение государством отдельными отраслями производства) не позволяет проценту выступать эффективным регулятором производства.

Существуют различные формы ссудного процента, их классификация определяется рядом признаков, в том числе: формами кредита; видами кредитных учреждений; видами инвестиций с привлечением кредита; сроками кредитования; видами операций кредитного учреждения.

Итак, по формам кредита выделяют такие формы ссудного процента, как коммерческий процент, банковский процент, потребительский процент, процент по лизинговым сделкам, процент по государственному кредиту.

По видам кредитных учреждений можно говорить о том, что существуют такие формы ссудного процента, как учетный процент Центрального банка РФ, банковский процент, процент по операциям ломбардов.

Страницы: 1 2

Статьи по банковскому делу:

Тенденции равития форм привлечения ресурсов юридических лиц
Для анализа реализации форм привлечения ресурсов от юридических лиц рассмотрим структуру привлеченных средств коммерческих банков Российской Федерации. Таблица №4 Динамика и структура привлеченных банками средств организаций Российской Федерации, Республики Коми (на начало года; в рублях и иностран ...

Показатели финансовой деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования, как финансово-кредитное учреждение, на основании законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Башкортостан, осуществляет финансирование учреждений здравоохранения республики в соответствии с утвержденной Территориал ...

Понятие инфраструктуры
Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.silline.ru